МБОУ "Гуменская СОШ"
Республика Мордовия, Краснослободский муниципальный район, село Гумны
  • Кокин Иван Дмитриевич

    Год выпуска: 1932

    Кокин Иван Дмитриевич

    Кокин Иван Дмитриевич

    Год выпуска: 1932

    Достижение и награды

    Кокин Иван Дмитриевич родился 11 ноября 1922 года в селе Тенишево Краснослободского района Мордовской ССР. В возрасте 1,5 года у него умерла мама, и отцу пришлось воспитывать четверых сыновей одному. В 1929 году Ваня пошел в начальную школу в селе Тенишево, а после ее окончания ходил учиться в соседнее село в Шаверскую семилетнюю школу. Иван Дмитриевич с детства помогал отцу по хозяйству и подрабатывал в колхозе. После окончания школы он пошел учиться в Краснослободский зооветтехникум на ветеринарное отделение. Ваня очень любил физкультуру и всегда мечтал о небе и когда учитель физкультуры и сообщил, что в Саранске открыли аэроклуб, он  с двоюродным братом в ноябре 1940 года отправился поступать в аэроклуб. После успешного прохождения медкомиссии был зачислен! Месяц изучали одну теорию, связанную с полетами, она вызывала огромный интерес у нашего земляка. 10 мая 1941 года Ваня окончил курсы аэроклуба и вернулся домой.

    Но побыть дома долго не пришлось, началась Великая Отечественная война и Кокина И. Д. вызвали в Саранск. Отсюда его и других выпускников аэроклуба отправили в город Энгельс Саратовской области в школу пилотов.

    Иван Кокин сначала изучал самолет Р-5, а затем - самолет СБ, который являлся основным фронтовым бомбардировщиком советских ВВС. Весной 1942 года эскадрилью перебрасывают на полевой аэродром, где курсанты начали совершать учебные вылеты. В конце августа Иван по ускоренной программе окончил школу пилотов и был зачислен 222-ю дивизию авиации дальнего действия, в 125 авиационный полк. Здесь ему пришлось быстро осваивать новый американский бомбардировщик Б-25 и сразу приступать к выполнению боевых заданий в качестве пилота. В 1942 году он получает свою первую награду медаль «За оборону Ленинграда».

    В апреле 1943 года после переподготовки он становится командиром экипажа и его переводят в 15-й гвардейский ордена Красного Знамени Севастопольский авиационный бомбардировочный полк. Авиация дальнего действия находилась в ведении Верховного Главного командования, и в состав фронтов не входила, а участвовала в особых операциях. Кокину И. Д. на своем самолете приходилось воевать на огромном участке территории от Ленинграда до Севастополя. Наш земляк участвовал в бомбардировке немецких объектов даже на территории Германии, совершил один боевой вылет на Хельсинки. Летчиков дальней авиации в любое время могли отправить на любой участок фронта.

    «Апрель 1943 года, - рассказывает Иван Дмитриевич, - был самым напряженным месяцем. Перед битвой под Курском приходилось совершать по нескольку боевых вылетов в день по направлениям на Орел и Белгород. Бомбили дороги, мосты, железнодорожные станции, аэродромы, резервы врага. Во многом благодаря этим умелым действиям советских летчиков, битва на Курской дуге закончилась полным разгромом гитлеровцев. Но работы у летчиков не убавилось, они продолжали бить врага по всем направлениям.

    Из наградного листа от 29.12.1943 года гвардии младшего лейтенанта Кокина И. Д.: «…В системе АДД произвел 106 боевых вылетов ночью на самолете Б-25 по ж. д. узлам, аэродромам и опорным пунктам противника – гор. Орел, Минск, Брянск и другие, успешно. 6.7.43 г. при бомбардировке ж. д. узла Орел самолет был взят в сильные лучи прожекторов и подвергся сильному обстрелу ЗА пр-ка, но умелым противозенитным маневром тов. Кокин точно зашел на цель и сбросил бомбы по заданному объекту. …, достоин награждения орденом «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ»».

    Иван Дмитриевич во время Великой Отечественной войны совершил 183 боевых вылета, но один из них ему запомнился особенно.

    «Произошло это осенью 1944 года, когда 125-й полк сделал два вылета в помощь словацкому восстанию. База восстания располагалась в долине Карпатских гор. Летели, опираясь на ориентиры, данные командованием. Приблизившись к месту выброса груза, я отдал приказ начать снижение бомбардировщика, но знака, который обязались дать восставшие, обнаружено не было. Пришлось снова набрать высоту. Ситуация неординарная, ведь развернуться и улететь назад означало бросить на произвол судьбы братский народ Словакии в освободительной борьбе с фашистскими извергами. Сохраняя внешне спокойствие, отдаю приказ о заходе на второй круг. Слава Богу! Внизу ярко пылает квадрат - по четырем углам и в центре костры – это тот знак, которого ждали. Как от сердца отлегло! Сбросив с парашютами мешки со всем необходимым для восставших, бомбардировщики легли на обратный курс. За 15 километров до аэродрома, радист передает на борт самолета: «Наш аэродром закрыт туманом, посадка в Виннице». Пришлось поворачивать на 180 градусов. Когда совершили посадку, уже смеркалось. Переночевали в Винницах, а на утро вернулись на свой аэродром. Там ко мне подошел офицер из штаба полка, пожал руку и, улыбнувшись, сказал: «Иван Дмитриевич, ваш груз попал по назначению». Лучшей награды для летчика и придумать было нельзя! Впоследствии для помощи восставшим был совершен еще один вылет, но он прошел без происшествий».

    Из наградного листа от 30.06.1944 года И.Д. Кокина:  «В ночь на 10.03. 1943 при нанесении ударов по крупному промышленному центру и железнодорожному узлу г. Таллин, невзирая на сильное противодействие прожекторов, зенитной артиллерии и истребителей противника экипаж т. Кокина проявляя мужество и отвагу умело прошел через зенитный огонь, точно зашел на цель и сбросил бомбы по заданному объекту. …,достоин награждения орденом «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ»». Но вместо ордена Красного Знамени, его наградили орденом Отечественной войны I степени.

    Ещё нашему земляку запомнился боевой вылет к венгерскому городку Дьеру, вблизи границы с Австрией.

    «Наземное прикрытие города было очень слабым, что только облегчило работу советским бомбардировщикам. Обратный путь после успешно выполненного задания проходил почти параллельно Дунаю. На изгибе реки стоял город Комарно. При подлете к нему меня неожиданно посетила мысль: «Почему мой бомбардировщик идет без противозенитного и противоистребительного маневра?» Только заложил крен градусов на 15 вправо, как весь экипаж почувствовал, что по самолету бьют осколки!  Впоследствии оказалось, что в Комарно находился зенитный городок, более того, фашистские зенитки были связаны радиолокационными установками. Запоздало отданный приказ мог привести к уничтожению бомбардировщика, а экипажу, пришлось бы купаться в холодных уже водах Дуная. К счастью, вовремя сработавшая интуиция спасла наш самолет и экипаж от гибели».

     В конце 1944 года еще одно нелегкое задание - разбомбить один из мостов в центре Будапешта. За город шли ожесточенные бои, враг пытался удержать его любой ценой. Для успешного выполнения задания бомбардировщику Ивана Кокина пришлось снизиться до 1500 метров! На такой высоте самолет превращается в легкую мишень не только для зениток, но и для крупнокалиберных пулеметов. Фашисты сделали все возможное, чтобы сбить наш бомбардировщик. На несколько минут самолет с экипажем погрузились в сплошной огненный котел, враг любой ценой пытался уничтожить самолет и не дать разбомбить мост. Несмотря на смертельную опасность, наш командир сумел хладнокровно оценить обстановку, разбомбить цель и вырваться из огненной ловушки.

    Ивану Кокину довелось участвовать в Берлинской операции, добивать врага в его собственном логове. Полк получил задачу - уничтожить в центре Берлина площадку, с которой могли взлететь немецкие спортивные самолеты для эвакуации Гитлера и его нацистского командования, но наш земляк с честью выполнил поставленную перед ним задачу и не дал им сбежать, и понести суровое наказание за свои преступления.

    В Берлине ещё шли бои, а полк уже получил новое задание. На севере страны уничтожить ракетную базу «Свенимюнде» Вернера фон Брауна, где располагались заводы, производившие ракеты ФАУ-2. Иван Дмитриевич вместе с другими летчиками представить себе не мог, с чем им предстоит столкнуться. В Свенимюнде базировался весь оставшийся флот фашистов! Корабельные зенитки обрушили на советские бомбардировщики шквал огня. Не ожидая такого яростного сопротивления, даже прославленные летчики были в ужасе от такого шквала огня обрушившегося на них. Но наши бомбардировщики совершали налет за налетом, пока цель не была достигнута.

    После войны Иван Дмитриевич продолжил службу в советских ВВС, и уже 26 июля 1946 года летчики перегнали первую группу самолетов из Польши в Кировоград. Авиация продолжала совершенствоваться и нашему земляку приходилось осваивать новые модели бомбардировщиков.

    В 1950 году И.Д. Кокин заканчивает вечернюю школу, а затем поступает в Военно-воздушную академию на командный факультет. Через год он женится. За пять лет учебы 11 раз довелось участвовать в парадах на Красной площади.

    Закончив академию, Иван Кокин получает в командование целую эскадрилью. Под его чутким и опытным руководством на всех учениях эскадрилья показывала хорошие результаты. Вскоре Ивана Дмитриевича назначают командиром 250-го полка, а в 1961 году командиром 1226-го авиаполка. Полк находился в стадии переучивания, перед Иваном Дмитриевичем стояла непростая задача - в течение года поставить его в число боевых единиц. С ней наш земляк успешно справился.

    В 1963 году проходя службу на Дальнем востоке, перед Иваном Дмитриевичем была поставлена задача: освоить дозаправку самолетов топливом в полете над Тихим океаном и подготовить к концу года 22 экипажа! Дозаправка - один из сложнейших элементов в авиации до сих пор. Наш земляк освоил ее одним из первых, а затем стал обучать других. Спать удавалось всего по 3-4 часа в сутки. Такое упорство принесло свои плоды - к концу года 22 экипажа были подготовлены! 1226-ой полк во время подведения итогов года признали лучшим в 8-ом корпусе, с вручением Переходящего Красного знамени корпуса.

    1964-й выдался не менее тяжелым. Летчики должны были изучить северный театр военных действий. Полеты на северный полюс длились по 12-13 часов, не каждый выдержит такую нагрузку. Мастерство Ивана Дмитриевича оценили по заслугам - в 1965 году он назначается заместителем командира дивизии.

    В Рязань И.Д. Кокин переезжает через четыре года в должности заместителя начальника Центра дальней авиации. В 1975 году он увольняется из армии по состоянию здоровья в звании полковника с правом ношения военной летной формы.

    Ветеран Военно-воздушных Сил СССР проработал на «гражданке» еще 20 лет. В 1995 году уходит на заслуженную пенсию.

    Полковник Кокин Иван Дмитриевич имеет награды: ордена Отечественной войны I и II степени, орден Красной Звезды, три ордена Красного Знамени; медали: «За оборону Ленинграда», «За Взятие Берлина», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «За боевые заслуги».

    В 2012 году нашему знаменитому земляку исполнилось 90 лет, и его с юбилеем поздравлял президент  В. В. Путин.

    Умер наш знаменитый земляк 13 мая 2013 года и похоронен в г. Рязани.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике